Тьютор МКОУ "Ольховская средняя общеобразовательная школа" - Костина Галина Петровна
Кто такой тьютор?
Это особый педагог, главная цель которого помочь ребенку научиться
находить средства самостоятельного достижения поставленных целей. Тьютор стремиться научить
ребенка свободе и самостоятельности, осознавать свои цели и понимать свои
возможности, находить недостающие ресурсы для достижения своих целей.
Тьютор – это человек, который очень аккуратно идет
рядом с ребенком, обеспечивая поддержку в трудную минуту, и отходя в сторону,
когда ребенок может справиться сам. Тьютор создает в детском саду такую
ситуацию своего взаимодействия с ребенком, чтобы особый ребенок сам
осознавал свой интерес, и сам понимал, чего он хочет добиться.
Цель работы тьютора:
индивидуальное сопровождение учащихся с ОВЗ в образовательном процессе и
успешное их включение в среду образовательного учреждения.
Задачи:
1. Создание комфортных условий для
нахождения в школе:
- конкретная помощь по организации
доступа в школу, в класс, в столовую;
- организация рабочего места, места
отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ.
2. Социализация – включение ребёнка
в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирование положительных
межличностных отношений в коллективе.
3. Помощь в усвоении
соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в
обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой
на зоны ближайшего развития ребёнка, его ресурсы, учитывая индивидуальные
физические, психические особенности.
4. Организация, при необходимости,
сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и
последовательности разных специалистов в работе с ребенком.
5. Осуществление взаимодействия с
родителями:
- включение родителей в процесс
обучения;
- формирование у родителей
адекватного отношения к своему ребёнку.
- содействие родителям в получении
информации об особенностях развития ребёнка, прогноза развития.
6. Оценка результатов деятельности,
отслеживание положительной динамики в деятельности ребёнка с ОВЗ.
Функции тьютора:
1. Диагностическая: сбор
данных об индивидуальных особенностях воспитанников, их интересах, склонностях,
мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии,
социальном окружении; отслеживание динамики в развитии детей с ОВЗ.
2. Прогностическая: выявление
возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у учащихся
психолого-педагогических проблем, разработка средств и процедур тьюторского
сопровождения в образовательном процессе, составление индивидуального маршрута
сопровождения учащихся с ОВЗ.
3. Регулятивная: оказание
помощи в ориентации и включении в образовательное пространство и поддержки при
решении возникающих затруднений и проблем, включение в образовательных маршрут
всех необходимых для учащихся с ОВЗ служб и специалистов школы.
4. Аналитическая: Оценка
результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности
ребёнка с ОВЗ.
№
п/п
Содержание деятельности
Сроки
Ответственные участники
Информационное обеспечение
1.
Пополнение и изучение нормативной, правовой и методической
базы.
В течение года
Тьютор
2.
Изучение позитивного опыта работы образовательных
учреждений по вопросу обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
В течение года
Тьютор
3.
Формирование
банка данных технологий тьюторского сопровождения.
Пополнение банка данных технологий тьюторского
сопровождения.
В течение года
Тьютор
4.
Оформление наглядного и печатного материала:
-изготовление буклетов с рекомендациями для родителей по
развитию и воспитанию детей с ОВЗ;
- оказание помощи при подготовке творческих работ для
участия в конкурсах, проводимых в рамках Декады инвалидов.
В течение года
Тьютор
Организационная деятельность
5.
Оказание помощи учащимся в процессе занятий по успешному
включению в работу классные коллективы.
Ежедневно
Тьютор
6.
Содействие участию каждого воспитанника во внеклассной и
внешкольной творческой деятельности с учетом интересов.
Оказание помощи при подготовке творческих работ для
участия в конкурсах, проводимых в рамках Декады инвалидов.
Организация выставки творческих
работ учащихся с ОВЗ.
В соответствии с планом
воспитательной работы школы
Тьютор
Учебно-методическое направление
7.
Составление индивидуальных образовательных маршрутов на
каждого учащегося.
Октябрь
Тьютор
8.
Индивидуальные консультации с учащимися, родителями
(законными представителями), классными руководителями
По мере необходимо-
сти
Тьютор
9.
Отражение лучших результатов учащихся данной категории в
школьной жизни.
В течение года
Тьютор
10.
Участие в педагогическом совете школы, на заседаниях ПМПК
По плану работы школы, графику
работы ПМПК
Тьютор
Диагностико-аналитическая деятельность
13
Пополнение и корректировка банка данных о детях –
инвалидах, детях с ОВЗ, обучающихся в школе.
В течение года
Педагог-психолог, тьютор
14
Анкетирование родителей.
Ноябрь
Тьютор
15
Анализ работы
тьютора за 2022-2023 учебный год.
Май
Тьютор, зам. директора по УВР
Основные
направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных
отношений подопечных с социумом школы.
Тьютор и подопечный
Тьютор:
-
формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в
начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и
вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой;
- следит
за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить
конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если
подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату;
следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в
туалет);
-
координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку.
Тьютор и учителя класса
Тьютор:
обсуждает
с учителем:
- цели и
задачи своей работы;
-
возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и
подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику
поведенческих проявлений ребенка;
- каким
образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок –
учитель – тьютор.
Тьютор и другие дети
Тьютор:
- следит
за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что
играют;
-
объясняет детям, как общаться с их одноклассником;
Тьютор и родители
Тьютор:
- рассказывает родителям подопечного о том, как
прошел день, что удалось, какие были трудности;
- отвечает
на вопросы родителей.
Тьютор и
другие специалисты (психолог и др.)
Тьютор:
- вносит
предложения по оптимизации работы с тьюторантом;
- помогает
в составлении индивидуальных программ;
-
осуществляет помощь при проведении занятий (адаптация задания для тьюторанта,
помощь тьюторанту в ориентировании в задании и др.)
Взаимоотношения тьютора
и тьюторанта
Ребенок с ОВЗ и учитель
Для этого тьютор:
Ребенок слушает учителя и выполняет его инструкции
привлекает внимание ребенка к учителю: «Смотри на ….. (имя
учителя), слушай…»;
«Смотри на доску»;
«Возьми ручку, пиши»;
«Открывай учебник»;
«Открывай дневник» и т.п.
Ребенок с ОВЗ и тьютор
Для этого тьютор:
Ребенок выполняет рекомендации тьютора
следит за организацией рабочего пространства ученика;
соотносит задания учителя с возможностями ученика;
если ребенок не успевает полностью выполнить задание -
определяет нужный момент, когда следует остановиться и
переключиться на новое задание;
если общее задание для всех детей сложно для понимания
ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию.
Примечание. Если тьютору будет сложно решить, в какой
момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом учителя.
Ребенок с ОВЗ и другие ученики
Для этого тьютор:
Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на
обращение других учеников к нему
наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие
моменты подключает к общению подопечного.
Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот не
реагирует. Тьютор организует диалог учеников: «Дай, пожалуйста, ластик» –
«На» – «Спасибо… На, возьми обратно».
Ребенок с ОВЗ и родители
Для этого тьютор:
Ребенок перед началом уроков прощается с родителями,
после уроков – встречает родителей и прощается с тьютором
помогает подопечному в общении со своими родителями в
условиях школы – помогает рассказать, что было в школе, познакомить с их с
друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями
других детей.