Версия сайта для слабовидящих
Ольховская средняя школа

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Ольховская средняя общеобразовательная школа" Хомутовского района Курской области



olhovka46.znaet.ru / Страница учителя-дефектолога
Главная страницаКарта сайта







Страница учителя-дефектолога

Учитель-дефектолог Корчкова Марина Александровна

Мифы о работе дефектолога

Миф 1. По необъяснимым причинам у людей бытует мнение относительно того, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью. Дефектолог – это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.

Миф 2. Занятия со специалистом в области дефектологии будут длиться вечно. Это далеко не так, точнее, это не совсем так. Если педагог работает со школьником, который имеет проблемы с успеваемостью и не обладает отклонениями психического и физического характера, то таким занятиям свойственен четко установленный срок. Наступает он тогда, когда учитель поможет ребенку заполнить пробелы.

Дефектолог и психолог:

 в самом общем виде задачу психолога в школе можно обозначить как психологическое сопровождение учащихся и психологическое обеспечение педагогической деятельности.

Педагог -психолог - специалист, который консультирует здоровых людей в ситуациях затруднения в различных сферах жизни (проблемы в учёбе, семейные отношения, отношения в коллективе, отношения между детьми и родителями, проблемы в общении, выбор жизненного пути, саморазвитие, конфликтные ситуации и многое другое)

К психологу обращаются люди, которые ощущают потребность что-то изменить, разрешить проблему и найти верный путь в жизни. Психолог готов быть рядом, когда вам тяжело. Это человек, обладающий профессиональной информацией, но без готовых ответов на все случаи жизни, ведь каждый случай индивидуален. Поэтому психолог лишь подскажет и поможет, а решение всегда останется за вами.


План работы учителя-дефектолога педагога в период дистанционного обучения с 06.04.2020 года по 30.04.2020


Дата

 

Содержание работы учителя

(задания, вопросы, формы работы, форма опроса (контроля), творческие задания  и т.д.

06.04.2020

Коррекция почерка (постарайся написать любой по выбору  текст на двойном листе красивым , аккуратным каллиграфическим почерком без допущения орфографических ошибок ) , для этого подпишите лист указав фамилию , имя  и класс.

07.04.2020

Задания на развитие памяти

08.04.2020

Коррекция почерка (постарайся написать любой по выбору  текст на двойном листе красивым , аккуратным каллиграфическим почерком без допущения орфографических ошибок ) , для этого подпишите лист указав фамилию , имя  и класс.

09.10.2020

Коррекция звуков речи

10.04.2020

Рекомендации родителям «Упражнения для развития внимания ребёнка в домашних условиях»

13.04.2020

Коррекция почерка (постарайся написать любой текст красивым каллиграфическим почерком)

14.04.2020

Задания на развитие внимания

15.04.2020

Коррекция почерка (постарайся написать любой по выбору  красивым, аккуратным каллиграфическим почерком без допущения орфографических ошибок)

16.04.2020

Коррекция звуков речи

17.04.2020

Рекомендации родителям , имеющих детей с ОВЗ.

20.04.2020

Коррекция мышления

21.04.2020

Задания на развитие мышления

22.04.2020

Коррекция памяти

23.04.2020

Игровые задания на развитие различных видов памяти.

24.04.2020

Консультация по теме «Формирование навыков социально-бытовой ориентации у детей с ОВЗ»

27.04.2020

Знакомство с играми на развитие познавательных процессов

28.04.2020

Коррекция восприятия

29.04.2020

Игровые задания на развитие зрительного восприятия

30.04.2020

Игровые задания на развитие ориентирования в пространстве.

 


Упражнения для развития внимания ребёнка в домашних условиях

Уважаемые родители, данные упражнения просты и не требуют большого количества времени, проводятся в форме игры. Но для достижения определенного результата их необходимо использовать каждый день.

 

«Что изменилось?»

Взрослый выкладывает на столе знакомые ребенку игрушки, называет их, просит ребенка за­помнить. Затем ребе­нок закрывает глаза, игрушки можно поменять местами или спрятать одну или несколько, после чего он должен отгадать, что изменилось.

 

«Кто самый внимательный»

Наблюдайте за изменениями в окружающем мире по дороге домой. Рядом есть новостройка? Спросите у малыша, что изменилось за неделю (добавились новые этажи, приехал большой кран и так далее). Около дома обустраивают парк? Уточните у ребёнка, что было на месте клумбы два дня назад и так далее.

 

«Маленький сыщик»

Мама (папа) в подробностях описывают ребёнку предмет, находящийся в комнате, но не называют его. Он должен сам отыскать его, угадать, о чём рассказывают. Начать нужно с общих черт, которые могут объединять загаданный предмет с другими. Потом постепенно сужать круг признаков. Чем раньше ребенок угадает, тем лучше у него развивается внимание.

 

«Посмотри на меня»

Интересная и весёлая игра на развитие внимания. Малыш должен внимательно посмотреть на маму 20-30 секунд, отвернуться и ответить на все мамины вопросы. Они могут быть самыми разными: «Какого цвета моя юбка?», «На мне висят бусы?», «Накрашены ли у меня губы?» Потом можно меняться ролями.

 

«Хлопни в ладоши»

Взрослый называет ребенку разные слова, если он услышал слово, обозначающее, например, животное, то обязательно должен хлопнуть в ладоши. В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, то есть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растения. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми.

 

«Меняем внешность»

Взрослый  предлагает ребенку запомнить его внешний вид. На это дается 1-2 минуты. Затем ребенок отворачивается, взрослый вносит мелкие изменения в свой внешний вид. Повернувшись,  ребенок должен назвать те изменения, которые ему удалось заметить.

 

«Шахматы»

Эта игра помогает значительно увеличить концентрацию внимания и память. А также помогает детям развивать интеллект и познавательные способности.

Повтори ритм

Отхлопайте ребенку простой ритм ладошками и попросите его повторить. Когда малыш справится, усложняйте ритм, подключая хлопки по ногам, хлопки по мебели, притопывание, щелчки пальцами.

 

«Соблюдай правила»

Вы озвучиваете ребенку определенное правило. Например, когда я барабаню быстро – нужно ходить быстро, когда барабаню медленно – ходи медленно. Если ребенок справился, усложняем задание: когда барабаню быстро – ходи медленно, когда медленно – ходи быстро.

 

«Три задания»

Эта игра помогает расширить объем внимания. Вы даете ребенку подряд три инструкции, которые он должен выполнить в той последовательности, которую вы ему задали. Например:

  • Подпрыгни два раза
  • Назови какой-нибудь цветок
  • Подойти к деревянному предмету

Когда ребенок справится, давайте задания посложнее.


Формирование социально-бытовых навыков у детей с ОВЗ

Социально-бытовая ориентация и адаптация  детей с ограниченными возможностями здоровья существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом - нарушением познавательной деятельности. В отличие от детей с нормой интеллекта, у которых социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно, дети с ограниченными возможностями развития не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач. Личность ребенка с ОВЗ формируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания.

Практика показывает, что многие выпускники коррекционных школ оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Это обусловлено тем, что наши дети:

- не готовы взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми;

- у них не хватает самостоятельности;

- низкий уровень знаний об окружающей среде;

- специфические потребности в общении;

- не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоционально-поведенческих особенностей;

- им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков;

- неспособность учащихся применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;

- несформированность мотивов и интересов к хозяйственно-бытовой деятельности;

- неструктурированное восприятие социального мира;

Особая роль отводится социально-бытовой ориентировки (СБО).

Коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, труду, на формирование у них знаний, умений, способствующих социальной адаптации.

Работа по воспитательным блокам ведется по разделам "Личная гигиена", "Культура поведения", "Одежда, обувь", "Жилище", "Транспорт", "Торговля", "Средства связи", "Медицинская помощь", "Питание". Наиболее эффективными формами работы являются: индивидуальные занятия, групповые мероприятия, работа в парах.

Методы работы: беседы, экскурсии, развлечения, трудовая деятельность, моделирование реальной ситуации. Занятия проводятся в игровой форме, в форме практических занятий.

Отработка навыков и умений успешно осуществляется через моделирование реальных ситуаций, которые направлены на формирование навыка общественного поведения детей в реальной жизни. Большую роль в выработке у детей умений ориентироваться и лучше приспособиться к окружающей жизни играют экскурсии.

Формирование трудовых умений и навыков также способствуют расширению социального опыта воспитанников и облегчению процесса интеграции их в общество. Дети учатся приемам работы с инвентарем при уборке помещения (подметание и мытье пола, вытирание пыли, дежурство в столовой и группе, поливка комнатных цветов) и территории учреждения: (уборка сухих листьев, подметание дорожек, чистка снега). Работая на огороде, высаживать рассаду, собирают урожай.

Формируя навыки самообслуживания, воспитатель главное внимание уделяет на то, как дети умеют правильно одеваться и раздеваться, самостоятельно расстегивать и застегивать пуговицы, молнию, выполнять утренний и вечерний туалет (умываться, чистить зубы, вытираться полотенцем, расчесывать волосы расческой, есть ложкой и пить из кружки, ухаживать за своей одеждой (пришивать пуговицы, стирать и гладить мелкие вещи, убирать свои вещи на место. Большая роль в подростковый период отводиться до профессиональной подготовке (работа в мастерских). Значительное внимание уделяется развитию индивидуальных творческих способностей детей с ОВЗ и организации досуговой деятельности (календарные и спортивные праздники, выступление на фестивалях, участие в конкурсах, прогулки, подвижные игры).

В процессе работы осуществляются тесные взаимодействия со специалистами учреждения (социальный педагог, педагог – психолог, музыкальные работники, логопед, дефектолог, учитель физкультуры). Сотрудничество всех специалистов способствует успешной работе по формированию у детей умений и навыков для социализации их в общество. Таким образом, формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья социально-бытовых и трудовых знаний, умений и навыков возможно лишь при правильной организации коррекционно-воспитательной работы.

На занятиях детям:

1.         прививались навыки самообслуживания, включавшие в себя: одевание, раздевание, еду, уход за телом и т.д.;

2.         развивались коммуникативные навыки общения с детьми и взрослыми;

3.         систематизировались представления детей об окружающем мире,

4.         анализировалось расположение различных предметов в пространстве;

 Работу проводить по следующим направлениям:

Навыки приема пищи:

1.         Уметь различать и называть предметы необходимые для приема пищи (ложка, вилка, кружка, чашка, блюдце, скатерть и т.д.).

2.         Закрепить навыки: мыть руки перед едой, сервировать стол перед едой.

3.         Во время приема пищи сформировать навыки пользования ложкой, вилкой.

4.         Уметь есть опрятно, не разливая и роняя пищу.

5.         Уметь различать, какие продукты совместимы и полезны для здоровья, а какие нет.

6.         Знать, что нельзя есть зеленые, а также немытые ягоды, овощи, фрукты.

Игры и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания:

Гигиенические навыки.

1.         Учить различать и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос, зубы, уши, руки, ноги, пальцы).

2.         Знать предметы гигиены (мыло, расческа, зубная щетка, зубная паста, душ, полотенце и пр.).

3.         Сформировать представление у детей о том, что надо быть чистым – красиво и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям.

4.         Сформировать и закрепить правила проведения утреннего и вечернего туалета: мытья рук, лица, вытирания насухо полотенцем.

5.         Знать, где следует хранить предметы туалета: мыльницу, зубную щетку, пасту, расческу и полотенце.

Навыки опрятности:

1.         учить накрывать на стол перед едой;

2.         во время еды аккуратно есть пищу;

3.         пользоваться салфеткой;

4.         вытереть или вымыть посуду;

5.         в туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать их насухо полотенцем;

6.         при раздевании – научить складывать в определенной последовательности одежду;

7.         аккуратно одеваться, проверяя все застежки на одежде;

8.         в игровой комнате помогать убирать на место игры и игрушки;

Навык раздевания – одевания:

1.         сформировать умения различать и называть предметы одежды и обуви (трусы, носки, колготки, майка, рубашка и т.д.);

2.         закрепить навык одевания и обувания при участии педагога;

3.         научить складывать одежду и обувь;

4.         научить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки;

5.         различать обувь для правой и левой ноги;

6.         уметь самостоятельно застегивать одежду (на пуговицы, молнии, кнопки);

7.         учить следить за своим внешним видом;

8.         учить пользоваться носовым платком.

Навык адекватного поведения:

1.         учить здороваться и прощаться с детьми и взрослыми;

2.         научить детей взаимовыручке и помощи друг другу при выполнении тех или иных навыков самообслуживания;

3.         за столом вести себя спокойно и вежливо, уметь угостить друг друга и не забыть поблагодарить, пожелать приятного аппетита во время еды;

4.         выразить вежливо просьбу и поблагодарить за оказанную помощь;

5.         вместе садиться за стол и по окончанию трапезы вместе выходить из-за стола;

6.         в помещении и на улице не сорить, не кричать.

Формирование навыков самообслуживания включали следующие этапы:

- создание положительно-эмоционального отношения к навыку;

- игра с куклами или другими игрушками (обыгрывание навыка с персонажем);

- демонстрация действия педагогом (показ на себя и комментирование каждого действия);

- совместные действия педагога с ребенком;

- действия ребенка по подражанию действиям взрослого;

- самостоятельные действия ребенка (планирование своей деятельности и комментирование поэтапного выполнения  действия самим ребенком).

Проведённая работа подтвердила и  позволила сделать следующий вывод, что в ходе проведения коррекционных занятий  были определены и обоснованы приоритетные направления социальной реабилитации детей с ОВЗ:

- комплексные занятия, включающие в себя развитие, как двигательных функций, так и всех психических процессов;

- развитие социально - бытовых способностей детей, 

- формирование у детей с ОВЗ уверенности в своих силах и возможностях.


РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

  • Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.
  • Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
  • Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
  • Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. Помните, ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.
  • Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
  • Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.
  • Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию
  • Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
  • Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.
  • Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.
  • Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками.
  • Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.
  • Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений.
  • Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
  • Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!
  • Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя упрёками. В противном случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.
  • Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание.
  • Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой – способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.
  • Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
  • Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.
  • Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как все.
  • Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите 


    Ребёнок-инвалид учится в обычной школе




     









    персональныеданные.дети


    Переход на цифровой формат телевизионного вещания



    © 2005-2021
    Направление.RU
    Веб-офис - система управления сайтомредактировать содержание сайта
    Адрес:Курская обл.,Хомутовский р-н, с. Ольховка
    Телефон: +7 (47137) 3 33 66
    E-mail: